Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Дух умеренности должен быть духом законодателя
Шарль Луи Монтескье

О выборах мэра города Бишкек и о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе КР

 
 
25 июля 2018 года коалиция большинства Бишкекского городского кенеша (БГК) выдвинула Азиза Суракматова кандидатом на пост мэра столицы после выражения вотума недоверия прежнему мэру Албеку Ибраимову. Ранее А.Суракматов был депутатом БГК. 
После выдвижения А.Суракматова на пост мэра столицы мнения экспертов разделились. 
По мнению действующих депутатов БГК, представителей ТИК и ЦИК выборы проходят в рамках закона. По мнению же некоторых представителей гражданского общества некоторые противоречия в законодательстве все же имеются.
Согласно утверждениям правозащитницы К.Умуралиевой : «Быть мэром Суракматову неправильно в законном аспекте».
По ее словам, мэр не должен быть бизнесменом. Выдвинутый коалицией большинства БГК А.Суракматов имеет отношение к строительной компании «Елизавета».
«Работа мэра связана с земельными участками, выдачей разрешения на строительство. Кто даст гарантию, что Суракматов не станет продвигать интересы своей строительной компании? Он должен узаконить свои действия. Сейчас придёт новый мэр, но команда старая. Посмотрим, как будет работать Суракматов в случае его избрания, однако в процедурной части неправильно», - сказала правозащитница.
Из открытых источников интернета известно, что семья Суракматовых является владельцем или совладельцем ряда компаний, осуществляющих свою деятельность в городе Бишкек. 
Также, по мнению некоторых представителей гражданского общества в случае избрания А.Суракматова на должность мэра столицы появится  конфликт интересов. 
Общеизвестно, что среди организационных основ противодействия коррупции в Кыргызской Республике, предусмотренных Законом от 8.08.2012 года № 153 «О противодействии коррупции», одним из наиболее действенных является институт урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. 
Согласно статье 22 Закона КР от 30.05.2016г. №75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе» служащему запрещается заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением в обмен за это любых выгод, а также использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого служащего и его близких родственников. 
Установление факта несоблюдения предусмотренных настоящей статьей ограничений является основанием для применения к служащему мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
В целях определения организационных и правовых основ управления конфликтом интересов в деятельности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих и руководителей учреждений, организаций и предприятий был принят Закон КР от 12.12.2017 г. №206(11) «О конфликте интересов». В соответствии со статьей 17 данного Закона лицо, замещающее государственную должность КР, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном конституционными законами, муниципальными нормативными правовыми актами (статья 43 Закона КР от 30 мая 2016 года № 75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»), подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
 
1 августа 2018 года в ЦИК КР директором ОФ “Наше право” Умуралиевой Каличой, модератором круглого стола, представлена резолюция круглого стола, состоявшегося 1 августа 2018 года в Бишкеке, на тему «Выборы мэров городов и депутатов городских кенешей. Проблемы и решения».
Умуралиева К. указывает что у кандидата на должность мэра города Бишкек Суракматова А. “явно выраженный конфликт интересов, что противоречит статье 43 Закона КР “О государственной  гражданской службе и муниципальной службе”. 
В статье 43 Закона Кыргызской Республики “О государственной  гражданской службе и муниципальной службе ” , а также в Регламенте БГК от 28.12.2012 г. №2 определено, что «конфликт интересов возникает в случаях, когда частные (личные) интересы служащего могут повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций, что приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, организаций или государства. Порядок управления конфликтом интересов в государственных органах и органах местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством о конфликте интересов.
Частями 1, 2 статьи 15 Закона КР «О конфликте интересов» установлено, что:
1) Управление конфликтом интересов со стороны лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, выражается в предъявляемых к ним требованиях принять на себя ответственность за недопущение возможного конфликта интересов при осуществлении служебной деятельности, а также в урегулировании уже существующего конфликта интересов посредством письменного либо публично заявленного (устного) заявления вышестоящему руководителю о наличии такого конфликта с последующей передачей ответственности за разрешение конфликта интересов данному руководителю.
2) Управление конфликтом интересов со стороны органов, указанных в статье 7 настоящего Закона, осуществляется путем анализа возможных конфликтов интересов в служебной деятельности лиц, указанных в статье 6 настоящего Закона, рассмотрения заявлений данных лиц о наличии конфликта интересов, контроля, проверок для предупреждения либо выявления конфликта интересов, изучения поступающей от третьих лиц информации о наличии конфликта интересов, и урегулирования конфликта интересов либо информирования соответствующих органов.
Согласно ст. 7 Закона КР «О конфликте интересов»,  ответственными за реализацию настоящего Закона являются:
1) уполномоченные государственные органы, определяемые Правительством Кыргызской Республики;
2) руководители государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия;
3) комиссия по этике государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия;
4) служба управления персоналом государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, организации или предприятия;
5) орган судейского самоуправления, действующий в период между съездами судей.
Соответственно, вопрос о возможном наличии конфликта интересов может быть рассмотрен в БГК, как органе, которому, согласно законодательству, в своей деятельности подотчетен мэр города Бишкек, при избрании кандидата в мэры города Бишкек Суракматова А.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 43, 44 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», статьями 23, 25 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», статьями 7, 18 Закона Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», решением  Рабочей группы по рассмотрению заявлений и жалоб избирателей и иных субъектов избирательного процесса при проведении выборов и референдумов в Кыргызской Республике  от 6 августа 2018 года, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР приняла решение отказать в  удовлетворении требований, отраженных в резолюции круглого стола от 1 августа 2018 года, представленных модератором круглого стола, директором ОФ «Наше право» Умуралиевой К. в части отмены выборов мэра города Бишкек, назначенных на 8 августа 2018 года и назначении новой даты выборов мэра города Бишкек.
 
Наряду с вышеуказанным следует отметить, что 31 июля глава Ассоциации неправительственных и некоммерческих организаций Т.Уметалиева обратилась в ТИК с заявлением о самовыдвижении. Однако порядок самовыдвижения кандидатом на должность мэра Бишкека законодательством не предусмотрен, на основании чего 1.08.2018 г. Бишкекская ТИК отказала в принятии заявления. 
Согласно пункту 3 положения о выборах мэров городов Бишкека и Оша, право на выдвижение кандидатуры на должность мэра столицы имеют фракции, коалиции фракций городского кенеша и премьер-министр Кыргызстана. 
 
Также, председатель Бишкекской ТИК Кайрат Маматов прокомментировал АКИpress заявление правозащитников об отмене выборов мэра города Бишкек, назначенных на 8 августа.
«По закону один кандидат - это тоже выборы. Предусматриваются выборы с одним кандидатом. В бюллетени не будет одной строки за кандидата. У депутатов горкенеша будет выбор за кандидата или против кандидата. Это тоже считается выбором», - сказал он.
В результате, состоявшихся 8 августа выборов единственный кандидат А.Суракматов практически единогласно был избран мэром города Бишкек. Из 44 действующих депутатов БГК «за» проголосовали 43, один «против». 
Стоит отметить, что А.Суракматов был безальтернативным кандидатом. Оппозиционная фракция БГК, также как и Премьер-министр страны, не выдвинули своих кандидатов, хотя могли по закону. 
 
 
СПРАВОЧНО: под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Личная заинтересованность государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, может заключаться в возможности получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Конфликт интересов регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
• Закон КР от 30 мая 2016 года № 75 «О государственной гражданской службе и муниципальной службе»
• Закон КР от 12 декабря 2013 года № 218 "О статусе столицы"
• Указ Президента КР  от 12 ноября 2013 года УП N 215 «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти»
• Указ Президента КР от 9 января 2001 года N 11 о Положении об основах этики государственных служащих
• Постановление Совета по государственной гражданской службе и муниципальной службе от 19 августа 2016 года № 43 о Кодексе этики, ведомственные кодексы этики
• Закон КР от 31 июля 2015 года № 210 «Об основах административной деятельности и административных процедурах»
• Трудовой кодекс КР от 4 августа 2004 года № 106