Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Нельзя безнаказанно управлять государством без народа и против воли народа.
Морис Торэз

Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ принял участие на парламентских слушаниях по проекту закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»

 

 

2 мая 2017 года Бишкекский филиал МИМРД МПА СНГ в лице заместителя директора Коксаева Садыка и советника филиала Тоокебаева Улана в стенах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приняли участие на парламентских слушаниях по законопроекту «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

 

Мероприятие прошло с участием депутатов Жогорку Кенеша, представителей Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, профильных министерств и ведомств, академических кругов, независимых экспертов и специалистов в области избирательного права, международных и неправительственных организаций, а также других активистов гражданского сообщества.

 

Данный законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша и направлен на совершенствование конституционного Закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и исключение недостатков, выявленных в избирательной системе республики.  Кроме этого, предлагается определить дату выборов Президента КР.

 

Законопроект разработан в рамках работы Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики» от 22 мая 2013 года № 109, обновленный состав которой утвержден Указом Президента от 11 декабря 2015 года № 276.

 

 

Законопроектом предлагается:

 

  • Ø конкретизировать понятие «избирательные документы», порядок образования избирательных округов и избирательных участков, порядок ознакомления со списками избирателей;
  • Ø внести положение о том, что любые меры по пресечению распространения агитационных материалов в нарушение положений настоящей Закона, принимаемые  правоохранительными и иными органами, в том числе органами местного самоуправления, должны приниматься по согласованию с соответствующей избирательной комиссией;
  • Ø утверждение ЦИК перечня иных товаров, содержащих символику политической партии, выдвинувшей список кандидатов, изображение кандидата, бесплатное распространение которых запрещается;
  • Ø уточнение порядка выдачи избирательных бюллетеней, определения числа избирателей, принявших участие в голосовании, порядка хранения материалов, связанных с рассмотрением споров;
  • Ø конкретизируется, что регистрация избранного кандидата отменяется решением ЦИК. При этом исключается положение о том, что регистрация избранного кандидата отменяется судом, поскольку суд только рассматривает законность принятия решения об отмене регистрации;
  • Ø конкретизируется круг субъектов, которые могут быть причастны к подкупу голосов избирателей, что является основанием для отмены регистрации кандидата либо списка кандидатов, а также устанавливается, что вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении кандидата является основанием для отмены регистрации кандидата;
  • Ø увеличивается размер избирательного залога, вносимого на специальный счет ЦИК, кандидатом в Президенты;
  • Ø увеличивается проходной порог для политических партий в Жогорку Кенеш - с 7 до 9 процентов;
  • Ø в целях исключения двоякого толкования уточняется порядок назначения очередных выборов депутатов Жогорку Кенеша.;
  • Ø внести положения, предусматривающие еще большее представительство молодежных и этнических квот;
  • Ø конкретизируется порядок подачи и оформления заявления  о досрочном прекращении полномочий депутата;
  • Ø предусматриваются еще большие гарантии обеспечения гендерных квот.

В ходе обсуждения законопроекта участниками парламентского слушания были высказаны различные мнения относительно предлагаемых изменений.

 

Инициаторами законопроекта предлагается определить 3-е воскресенье октября датой выборов Президента КР. Также, в ходе  обсуждения было  предложено определить 1 октября 2017 года датой выборов Президента КР. Эта дата предлагается с учетом I и II  туров президентских выборов и возможных судебных разбирательств.

 

Относительно повышения суммы избирательного залога для кандидатов в Президенты КР, предложено определить избирательный залог в сумме 500 тысяч сомов или 1 млн сомов.  Предлагаемые инициаторами избирательный залог в сумме 2 млн сомов  слишком завышенная сумма считают гражданские активисты. Согласно действующему законодательству сумма избирательного залога составляет 100 тысяч сомов.

 

Также было высказано мнение, что пока не стоит повышать избирательный порог, так как это создаст препятствия для молодых политических организаций.

 

Однако, по мнению разработчиков законопроекта, предлагаемые изменения станут стимулом для объединения партий, и предотвратят их раздробление, что даст возможность объединиться в интересах страны и общества.

 

Указанный законопроект согласно нормам Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» будет обсуждаться на заседании профильного комитета, затем будет направлен на рассмотрение Жогорку Кенеша на 2-е чтение.