Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
Любая демократия есть, прежде всего, культура свободы волеизъявления, а не изъявлений.
Леонид С.Сухоруков

Информационный бюллетень Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ за февраль 2017 года.

 

 

Обзорный мониторинг основных мероприятий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также инициированных законопроектов

 за февраль 2017 года

  

Депутатские комиссии

 

8 февраля 2017 года на заседании Жогорку Кенеша депутаты создали временную депутатскую комиссию по изучению вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Саляновой А.Ж. постановлением Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики от 26 декабря 2016 года. Срок работы данной комиссии 1 месяц.

 

Парламентские и общественные слушания

 

7 февраля 2017 года в Жогорку Кенеше состоялись парламентские слушания по проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» («Об электрической и почтовой связи», «О лицензионно-разрешительной системе Кыргызской Республики», «О телевидении и радиовещании»).  Проект Закона разработан для создания правовых условий для успешного перехода на цифровое вещание, благоприятной нормативной правовой базы для развития рынка цифрового вещания с учетом новых технологий. По предложению ряда участников по итогам слушаний создана рабочая группа из числа депутатов, представителей  Министерства культуры, информации и туризма, телерадиоорганизаций, медиа-организаций, которой в десятидневный срок поручается доработать законопроект с учетом замечаний и предложений, поступивших в ходе заседания.

 

Другие мероприятия

 

  • 1 февраля 2017 года Торага Жогорку Кенеша Чыныбай Турсунбеков принял Председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Леонида Калашникова. Стороны обсудили вопросы межпарламентского взаимодействия, в частности Торага отметил, что сотрудничество в данном направлении способствует укреплению стратегического партнерства между Кыргызстаном и Россией.  Стороны также отметили необходимость обсуждения дальнейшего сотрудничества двух стран и подчеркнули важность использования площадок в рамках межпарламентских альянсов, в том числе МПА СНГ и ПА ОДКБ.
  • 2 февраля 2017 года на заседании Жогорку Кенеша в рамках «правительственного часа» депутаты заслушали информацию Правительства Кыргызской Республики о результатах вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз. Информацию Правительства Кыргызской Республики представил Премьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков. В своей информации глава правительства обозначил достижения, проблемы и дальнейшие шаги по интеграции Кыргызстана в условиях Евразийского экономического союза.
  • 15 февраля 2017 года на заседании Жогорку Кенеша заслушивали информацию Правительства о ходе подготовки к проведению весенне-полевых работ 2017 года с участием членов Правительства во главе с первым вице-премьер-министром Мухамметкалый Абулгазиевым, представителей государственных органов и ведомств, местных органов власти.

 

 

О законопроектах, рассматриваемых Жогорку Кенешем

в рамках развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан

 

  • 7 февраля Комитет по международным делам, обороне и безопасности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики рассмотрел проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О ветеранах войны, Вооруженных Сил и труженниках тыла». Перед депутатами выступил Председатель Госкомитета по делам обороны Кыргызской Республики Нурбек Дуйшеналиев. Он сообщил, что законопроект является народной инициативой. Предлагается участников баткенских событий приравнять к ветеранам Великой Отечественной войны. В связи с тем, что этот законопроект является народной инициативой, председатель Комитета Аскарбек Шадиев предложил направить его на рассмотрение в Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша. Депутаты согласились с предложением А. Шадиева.

 

Согласно ст. 79 Конституции Кыргызской Республики право законодательной инициативы принадлежит: 1) 10 тысячам избирателей (народная инициатива); 2) депутату Жогорку Кенеша; 3) Правительству.

 

  • 9 февраля 2017 года депутаты рассмотрели законопроекты «О выборах в органы местного самоуправления КР» и  «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР» (в Законы «О местном самоуправлении», «О статусе столицы», «О статусе города Ош», «О статусе депутатов местных кенешей») в первом чтении. Законопроекты  инициировал депутат Жогорку Кенеша Кенжебек Бокоев. Законопроектами предлагаются четко регламентировать процедуру избрания глав органов местного самоуправления, и предлагается внедрить формы прямых выборов для глав айыл окмоту. Размер избирательного залога устанавливается в трехсоткратном размере установленного законодательством расчетного показателя, что составляет 30 000 (тридцать тысяч сомов). Законопроект учитывает процедуры голосования посредством новых технологий, что предусматривает проведение выборов депутатов местных кенешей и глав айыл окмоту с использованием биометрических данных граждан. Предлагаемые нормы направлены на усовершенствование избирательной системы исполнительных органов МСУ, унификацию и консолидацию избирательных норм касающейся выборов глав исполнительных органов МСУ и депутатов местных кенешей.

 

 

О совете по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

В Кыргызстане создан Совет по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Совет образован в целях укрепления связи парламента с бизнес-сообществом и обеспечения диалога между ними. Председателем Совета является Торага ЖК Чыныбай Турсунбеков, заместителями председателя — депутат Абдывахап Нурбаев и Президент Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики Марат Шаршекеев. Данный Совет является площадкой для выработки предложений и рекомендаций в законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, проведения мониторинга и анализа нормативных правовых актов в сфере предпринимательства. 3 февраля 2017 года состоялось первое заседание Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

О встречах депутатов с избирателями

 

С 20 по 24 февраля 2017 года депутаты Жогорку Кенеша провели встречи с избирателями в регионах. Такое решение принято 16 февраля 2017 года на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Торага Жогорку Кенеша Ч.Турсунбеков с группой депутатов совершил рабочий визит в Чуйскую область. В рамках рабочей поездки в Чуйскую область 21 февраля 2017 года он ознакомился с деятельность завода «Каинды-Кант» и предприятия «Арстанбек» по производству животноводческой продукции в Панфиловском районе.  Далее Ч.Турсунбеков встретился с фермерами Панфиловского района, занимающимися выращиванием сахарной свеклы, в ходе которой местные жители озвучили проблему высокой цены на семена свеклы. 22 февраля 2017 года депутаты во главе с Торага ЖК КР посетили ряд предприятий в г.Кемин, а также Чуйском районе Чуйской области. В ходе рабочей поездки депутаты ознакомились с деятельностью сельскохозяйственных кооперативов «Шамалин-Ресурс», «Красный Октябрь», средней школы им.Т.Каракеева в Чуйском районе, с объектами в с.Жаны-Жол на берегу реки Бурана. Также Торага провел в городе Токмок встречу с активом Чуйского, Ысык-Атинского, Аламудунского районов. 

 

 

Информация

о деятельности НПО, МО и СМИ

за февраль 2017 года

 

 

 

Февраль месяц ознаменовался активностью гражданского сектора и международных организаций. Основным участникам избирательного процесса были направлены ряд рекомендаций и пожеланий. Указанные рекомендации были озвучены на различных площадках и процессах. В частности, в феврале месяце 2017 года руководитель Ассоциации «Таза-Шайлоо» Тагир Осмоналиев предложил законодательно отрегулировать вопрос о выдаче бюллетеней без чеков в случае отказа оборудования по распечатке чеков, в целях обеспечения реализации избирательных прав граждан. Кроме того, Ассоциация отметила необходимость решить вопрос облегчения открытия избирательных фондов кандидатам «одномандатникам» в айылных окмоту. Актуальным «Таза Шайлоо» считает сохранение жестких списков после выборов.

 

Так, Тагир Осмоналиев привел в пример изменение списка партии «Республика Ата-Журт», у которой в депутаты не попала большая часть кандидатов, стоявших в начале списка. «Таза Шайлоо» предложил ГРС и ЦИК усилить профессиональную команду технического обеспечения для исключения сбоев. 

 

Далее, в этот же период Президент Общественного объединения  «Коалиция за демократию и гражданское общество» Азамат Адилов отметил несколько позднюю, публикацию результатов по итогам ручного подсчета, что мешало своевременно оспорить данные. Вместе с тем выразил надежду, что будет проведена работа по устранению недостатков выборного процесса. 

 

Общественный деятель Рита Карасартова выступила о необходимости реального обеспечения равных прав групп агитации на использование телевизионного эфира. Так же она отметила, что список избирателей требует доработки ГРС и ЦИК выразила благодарность за своевременное реагирование на заявления поданные группой агитации «Против».

 

Помимо этого, руководитель Общественного фонда «Эгль» Омурканова Чолпон по результатам проведенного независимого наблюдения за ходом проведения референдума предложила разработать и утвердить Положение, регламентирующее порядок информирования и агитации граждан  избирателей отдельных категорий на территории воинских частей, социально стационарных учреждениях, ИВС и СИЗО. Утвердить нормативное требование об обязательности информирования местными избирательными комиссиями (ТИКами и УИКами) руководителей государственных органов о порядке и возможностях голосования граждан особой категории (голосование вне помещения), находящихся в ведении государственных органов- социальных стационарных учреждений Министерства труда и социального развития КР, лечебных учреждений, психоневрологических больниц и психиатрических учреждений Министерства здравоохранения КР, учреждения ГСИН ПКР, МВД КР, ГПС ПКР, ГКНБ ПКР, ГСКН ПКР.

 

Относительно международных организаций, то добавим, что представитель Международного фонда избирательных систем (IFES) Александр Орехов 17 февраля 2017 года подчеркнул, что ЦИК КР на референдуме проявил необычайную толерантность и принимал жалобы, заявления от граждан в электронном формате. «Более того, впервые центризбиркомом были рассмотрены все поступившие жалобы. Это важно отметить» - отметил он.

 

Плюс к этому, партнеры Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов: заместитель главы Центра ОБСЕ в Бишкеке Посол Валериу Кивель, глава отдела по сотрудничеству Представительства Евросоюза в КР и глава офиса KOICA Пак Сунджин в феврале месяце отметили готовность и впредь поддерживать реформу избирательной модели Кыргызстана в области совершенствования нормативных основ, технической методологии и соблюдения избирательного права. 

 

По итогам встречи в одной из рабочих групп на тему «Избирательные споры и эффективные пути их решения» были сделаны четыре основные рекомендации: 

 

  • создать ЦИК КР и Верховному Суду КР единую форму для обращений и жалоб гражданских и юридических лиц;
  • обновить сайт ЦИК КР и включить отдельный раздел для жалоб;
  • уточнить отсчет сроков с даты подачи жалобы и начала действия сроков рассмотрения заявлений; 
  • публиковать на сайте ЦИК КР информацию о рассмотрении жалоб, создать возможность отслеживания поданного заявления или жалобу в режиме онлайн. 

 

Лидер партии Коммунистов Кыргызстана Исхак Масалиев, отметил, что основную угрозу чистым выборам представляет подкуп голосов избирателей партиями. И выразил несогласие с позицией некоторых партий,  которые по его мнению блокировали принятие новых норм направленных на эффективную борьбу с подкупом. Так же он отметил, что должны быть усилены требования к партиям участникам выборов, которые отличают их от простых общественных организаций, которые не объединены на основе идейных и программных взглядов, по его мнению, партии «скороспелки» не  смогут обеспечить  серьезную работу с электоратом.  Исходя из текущей ситуации с выборами айыл окмоту и мэров, когда зачастую могут произойти срывы, И. Масалиев предложил, чтобы партии действия, которых послужили виновниками срывов и назначения повторных выборов, несли материальную ответственность.

 

 Представитель партии «Аалам»  Жылдызкан Джолдошева в своем выступлении большей частью информировала присутствующих о новом законопроекте, который она планирует продвигать в качестве народной законодательной инициативы. Законопроект предполагает исключение любых видов наружной рекламы кандидатов, но главным злом выборного процесса она считает АСУ, которые должны быть исключены из выборного процесса.

 

Информация

о состоянии уровня доверия населения

 к органам исполнительной власти

Кыргызской  Республики на 2016 год

 

 

Данный материал подготовлен на основе аналитической записки Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики, на основе результатов опроса населения, проведенного Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики по результатам первого полугодия 2016 года.

 

Опрос населения, а также обработка данных для получения результатов измерения «Индекса доверия населения (далее ИДН)» к органам исполнительной власти проводятся два раза в год по полугодиям.

 

Постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об оценке деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек, Ош и их руководителей,  полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях» от 17 июня 2016 года№ 329 утверждено новое Положение об «Индексе доверия населения» к деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек и Ош, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и глав местных государственных администраций-акимов районов и утверждена новая Типовая анкета для проведения опроса населения.

 

Основной целью принятых документов явилась необходимость единой оценки деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек и Ош, а также повышение ответственности их руководителей и полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях за реализацию Программы Правительства Кыргызской Республики, утвержденной Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики».

 

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики на основе опроса населения один раз в полгода проводит  измерение уровня доверия населения к деятельности государственных органов исполнительной власти Кыргызской Республики, мэрий городов Бишкек и Ош, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях.

 

Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики представляет в Министерство экономики Кыргызской Республики аналитическую записку, содержащую результаты, проблемы, тенденции и рекомендации для государственных органов.

 

 

Индекс доверия населения в первом полугодии 2016 года

По итогам первого полугодия 2016 г. сводный показатель ИДН составил 19,5 пункта, это на один балл выше первого полугодия 2015 г. и на 2,5 пункта ниже показателя второго полугодия 2015 г.

 

Рисунок 1. Индекс  доверия населения в 2012-2016 гг.

 

Как видно на рисунке 1 в начале измерения ИДН в 4-квартале 2012 г. данный показатель был отрицательным и составлял -5,5. Только в конце 2013 г. показатель перешел на положительный уровень. Это свидетельствует о том, что за последние 3 года в обществе растут положительные тенденции доверия органам исполнительной власти (максимальное количество баллов согласно методологии расчета ИДН равно +100, соответственно резерв для роста данного показателя еще имеется). На данном рисунке представлены также значения индексов личного доверия, уровня коррупции и качества работы госорганов, составляющих общий интегральный ИДН. Необходимо отметить незначительное сокращение индексов в анализируемом периоде по сравнению с концом 2015 г.

 

По итогам первого полугодия 2016 г. среди государственных органов население больше всего оказало доверие Государственному агентству связи при ПКР, Государственному агентству по делам молодёжи, физической культуры и спорта при ПКР, Министерству чрезвычайных ситуаций КР. Также в десятку лучших госорганов вошли Министерство культуры, информации и туризма КР, Аппарат полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, Местная государственная администрация, Министерство иностранных дел КР, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при ПКР, Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при ПКР, Социальный фонд КР (табл. 1). Первая четверка лидеров и аутсайдеров  по интегральному ИДН осталась прежней, как и в 2015 г. 

 

 

Таблица 1. Топ-10 органов в первом полугодии 2016 года

 

 

 

10 государственных органов,

занимающих высшие позиции

10 государственных органов,

занимающих низшие позиции

1

Государственное агентство связи при ПКР

53,3

Государственная служба исполнения наказаний при ПКР

-11,3

2

 

Государственное агентство по делам молодёжи,
физической культуры и спорта при ПКР

46,5

 

Государственная служба по контролю наркотиков при ПКР

-8,5

3

Министерство чрезвычайных ситуаций КР

43,4

Министерство здравоохранения КР

4,1

4

Министерство культуры, информации и туризма КР

40,3

Государственная таможенная служба при ПКР

4,2

5

 

Аппарат полномочных представителей Правительства
Кыргызской Республики в областях

36,2

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при ПКР

4,3

6

 

Местная государственная администрация

 

35,4

Государственная инспекция по ветеринарной и
фитосанитарной безопасности при ПКР

8,9

 

7

 

Министерство иностранных дел КР

 

31,2

 

 

Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-комунального хозяйства при ПКР

9,6

 

 

8

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических
 отношений при ПКР

31,0

Фонд по управлению государственным имуществом при ПКР

11,3

9

Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при ПКР

27,9

Государственное агентство по геологии и
минеральным ресурсам при ПКР

11,7

10

 

Социальный фонд КР

 

27,5

 

Государственная налоговая служба при ПКР

11,7

 

 

В целом индекс доверия населения

19,5

 

 

В первом полугодии 2016 г. рейтинг доверия с самым худшим показателем возглавила Государственная служба исполнения наказаний при ПКР  (с ИДН -11,3). Из 39 госорганов низшие показатели ИДН у следующих госорганов: Госслужба по контролю наркотиков, Министерство здравоохранения, Государственная таможенная служба, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при ПКР, Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР, Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-комунального хозяйства при ПКР, Фонд по управлению государственным имуществом при ПКР, Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при ПКР, Государственная налоговая служба при ПКР.

 

Индекс личного доверия населения Правительству КР

 

Индекс личного доверия граждан Правительству КР в 1-ом полугодии 2016 года практически остается на прежнем уровне и составляет 30 баллов, снизившись на один балл по сравнению с концом 2015 г. и повысившись на 1,4 балла по сравнению с первым полугодием 2015 года. Результаты опроса населения свидетельствуют о том, что мнение население относительно деятельности  Правительству остается на уровне прошлого года.

 

Самый высокий уровень личного доверия населения к Государственному агентству связи, Государственному агентству по делам молодёжи, физической культуры и спорта при ПКР, Министерству чрезвычайных ситуаций КР.

 

Самый низкий уровень  личного доверия  отмечается у Государственной службы исполнения наказаний, Государственной службы по контролю наркотиков, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, Фонда по управлению государственным имуществом.

 

Индекс уровня коррупции в государственных органах

 

Данный индекс позволяет выявить уровень коррумпированности того или иного государственного органа по мнению населения республики. Уровень коррупции по итогам опроса населения в целом по республике составил 8,5 баллов.

 

По мнению населения наименее коррумпированными госорганами являются:  Государственное агентство связи,  Государственное агентство по делам молодёжи, физической культуры и спорта при ПКР Госагентство физической культуры и спорта, Министерство культуры, информации и туризма КР, Местная государственная администрация, Аппарат полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях и другие.

 

Наиболее коррумпированными являются Государственная служба исполнения наказаний при ПКР, Государственная служба по контролю наркотиков при ПКР, Министерство здравоохранения КР, Государственная таможенная служба при ПКР, Министерство внутренных дел КР и др. В таблице приведен перечень наиболее и наименее коррумпированных госорганов Кыргызской Республики.

 

Таблица 4

 

Госорганы, занимающие лучшие и худшие места по уровню коррупции

 

 

5 государственных органов,

Занимающих лучшие позиции

5 государственных органов,

занимающих худшие позиции

1

Государственное агентство связи при ПКР

47,1

Государственная служба исполнения

наказаний при ПКР

-28,7

2

 

 

Государственное агентство по делам молодёжи,

физической культуры и спорта при ПКР

43,0

Государственная служба по контролю

наркотиков при ПКР

-27,3

3

Министерство культуры, информации и туризма КР

37,9

Министерство здравоохранения КР

-24,2

4

Местная государственная администрация

37,0

Государственная таможенная служба при ПКР

-18,6

5

 

Аппарат полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях

36,9

Министерство внутренных дел КР

-10,3

 

В целом индекс доверия населения

8,5

 

 

Заключение

 

Анализ результатов расчетов ИДН к государственным органам в первом полугодии 2016 года позволяет сделать следующие выводы:

 

  1. В 2016 г. положительная тенденция изменения показателей, формирующих ИДН в целом, наметившаяся в 2014 г. сохраняется и свидетельствует о повышении уровня доверия населения к органам исполнительной власти. Деятельность органов исполнительной власти КР находит положительный отклик у граждан Кыргызстана.
  2. За прошедший период 2016 года в целом по республике не произошло существенных изменений индексов. Индекс личного доверия вырос до 30 б., индекс оценки деятельности органов исполнительной власти – 20 б. индекс коррупции составил 8,5 б.. сводный ИДН – 19,5 б. Эти показатели свидетельствуют о росте доверия населения в целом к госорганам.
  3. В будущем, государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в своей деятельности необходимо больше уделять внимания разъяснительной работе среди населения о своих планах и текущей деятельности. Респонденты, отвечавшие на вопросы анкеты по ИДН, часто высказывали мнение о незнании выполняемых  функций госорганами, а также о непрозрачности их деятельности.