Бишкекский филиал
МИМРД МПА СНГ
А ведь всякому народу можно позавидовать, если на вершину власти возвел он мудрого, просвещенного и гуманного правителя.
Николай Суденко

Правовые основы организации и проведения публичных мероприятий в Кыргызской Республике

 

 

Согласно ст. 34 Конституции Кыргызской Республики от 11 декабря 2016 года, каждый имеет право на свободу мирных собраний и никто не может быть принужден к участию в собрании. В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в органы власти. Не допускаются запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи.

 

 

 

Порядок организации и проведения мирных собраний

 

Согласно нормам Закона Кыргызской Республики «О мирных собраниях» от 23 мая 2012 года, организаторы того или иного публичного мероприятия должны оповестить о   мероприятии и подать уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. Организаторы имеют право изготовить и распространить средства наглядной агитации.

 

Уведомление о проведении планируемого мирного собрания осуществляется организаторами в письменной форме не ранее 30-дневного срока и не позднее 2 рабочих дней до дня его проведения. Уведомление может быть подано в виде письма, телеграммы, телефонограммы, посредством почтовой, факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом или в иной форме.

 

Уведомление включает сведения об организаторе (наименование организации и (или) фамилия, имя, отчество лица) и его контактные данные (местонахождение организации и (или) адрес лица, номер телефона), информацию о месте проведения и (или) маршруте движения, дате и времени начала и окончания, цели, примерном числе участников, об использовании звукоусиливающей аппаратуры или других предметов при проведении мирного собрания. Организатор мирного собрания вправе включить в содержание уведомления другие сведения, а также приложить к нему другие документы.

 

Обязанности участников и организаторов мирного собрания

 

Во время проведения мирного собрания его участники и организаторы обязаны:

 

  • выполнять законные требования представителей органов внутренних дел, органов местного самоуправления и других государственных органов, вовлеченных в регулирование мирного собрания;
  • соблюдать общественный порядок и установленный организатором порядок проведения мирного собрания;
  • обеспечить сохранность помещений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества, а также зеленых насаждений на месте проведения мирных собраний;
  • не препятствовать свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях;
  • доводить до сведения участников мирного собрания информацию о запрете или ограничении собрания.

 

Участникам собрания запрещается:

  • иметь при себе оружие, специально подготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, а также для причинения вреда имуществу;
  • заниматься распространением или употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных или других одурманивающих веществ.

 

Запрет и ограничения собрания

 

Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения.

 

Не допускаются привлечение для участия в массовых акциях экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

 

В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных законодательством, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений.

 

Решение об ограничении собрания по времени, месту проведения или маршруту движения либо его запрещении принимается судом при наличии оснований, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

 

Решения судов о запрете или ограничении собрания доводятся до организаторов и участников собрания органами местного самоуправления и органами внутренних дел в устной и письменной форме в течение 24 часов со дня их вынесения.

 

Решение о запрете собрания может быть принято в случаях, когда собрание преследует противоправные цели, включая:

 

  • призывы к нарушению национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц;
  • пропаганду войны;
  • выступление в пользу этнической, расовой или религиозной ненависти,  гендерного и иного социального превосходства, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию;
  • проведение контрсобрания с целью срыва другого мирного собрания.

 

 

Ответственность за нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний

      

Согласно ст. 392 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности за нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний:

- влечет наложение административного штрафа на граждан - от десяти до двадцати, на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти расчетных показателей.

 

То же действие, совершенное с сокрытием лица масками, повязками или иным способом:

- влечет наложение административного штрафа на граждан - от двадцати до тридцати расчетных показателей, на должностных лиц - от тридцати до семидесяти расчетных показателей.

 

 

Административная ответственность за незаконное перекрытие автомобильной дороги

 

Согласно ст. 231-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности за перекрытие автомобильной дороги, то есть незаконное физическое блокирование или ограничение движения пешеходов, автомобильных и иных транспортных средств путем выхода и нахождения людей на дорожном полотне, если продолжительность блокирования и ограничения передвижения не превышает двадцати четырех часов, а равно содействие такому блокированию и (или) ограничению движения путем подвоза людей, питания и грузов к месту блокирования (ограничения) передвижения с целью оказания материальной и иной поддержки таких действий:

- влекут наложение административного штрафа на физических лиц в размере тридцати расчетных показателей, на юридических лиц - в размере пятисот расчетных показателей.

 

В случае перекрытия автомобильной дороги стратегического значения с установлением загородительных сооружений, техники или иных предметов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

- влекут наложение административного штрафа на физических лиц в размере пятидесяти расчетных показателей, на юридических лиц - в размере семисот расчетных показателей с конфискацией средств, явившихся орудием совершения правонарушения или административный арест на срок до пяти суток с конфискацией средств, явившихся орудием совершения правонарушения.

 

Перекрытие дорог, повлекшее причинение значительного ущерба:

- влекут привлечение к общественным работам на тридцать часов с конфискацией средств, явившихся орудием совершения правонарушения, или административный арест на срок пять суток с конфискацией средств, явившихся орудием совершения правонарушения.

 

За организацию или руководство вышеуказанных мероприятий:

- влекут наложение административного штрафа на физических лиц в размере ста расчетных показателей, на юридических лиц - в размере одной тысячи расчетных показателей с конфискацией средств, явившихся орудием совершения правонарушения или административный арест на срок пять суток с конфискацией средств, явившихся орудием совершения правонарушения.

 

 

Уголовная ответственность за перекрытие автомобильной дороги:

 

Согласно ст. 287-1.  Уголовного Кодекса  Кыргызской Республики, за незаконное перекрытие автомобильной дороги, то есть умышленные действия, направленные на блокирование или ограничение движения пешеходов, автомобильных и иных транспортных средств продолжительностью свыше двадцати четырех часов путем создания на дорожном полотне скопления людей либо установления загородительных сооружений, техники или иных предметов либо воспрепятствование освобождению дорожного полотна от скопления людей и расчистке от загородительных сооружений, техники или иных предметов:

- наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

 

За организацию или руководство вышеуказанных действий:

- наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

 

Деяния, повлекшие причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью потерпевшего; причинение материального ущерба в крупном размере:

-наказываются лишением свободы на срок от четырех до шести лет с конфискацией средств, явившихся орудием совершения преступления.

 

Деяния, повлекшие смерть человека; причинение материального ущерба в особо крупном размере:

- наказываются лишением свободы на срок от пяти до семи лет с конфискацией средств, явившихся орудием совершения преступления.

 

Деяния, совершенные с применением оружия или емкостей с зажигательной смесью, имеющих приспособления для воспламенения (запал), а также с оказанием сопротивления представителю власти:

- наказываются лишением свободы на срок от восьми до десяти лет с конфискацией средств, явившихся орудием совершения преступления.

 

 

Воспрепятствование проведению мирного собрания или участию в нем

 

Согласно ст. 148  Уголовного Кодекса Кыргызской Республики за незаконное воспрепятствование проведению мирного собранияилиучастию в нем либо принуждение к участию в нем, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения:

- наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот расчетных показателей либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

 

Применение силы для прекращения собраний

 

Прекращение собраний с применением силы является крайней мерой. Запрещается применение физической силы, в том числе специальных боевых приемов борьбы, подручных средств, специальных средств и оружия, если собрание с противоправными целями не прибегает к насилию и использованию оружия.

 

Применение силы для прекращения собрания, в том числе в случае возникновения массовых беспорядков, требующих экстренных действий, осуществляется с учетом требований законодательства Кыргызской Республики.

 

Советник

Бишкекского филиала МИМРД МПА СНГ

Улан Тоокебаев